«За Россию, свободную от табака!»
Бюллетень гражданского общества России по защите от табачной угрозы издание Российской ассоциации общественного здоровья при поддержке коалиции лидеров гражданского общества

Бюллетень гражданского общества России по защите от табачной угрозы №1 Май 2009

Бюллетень гражданского общества России по защите от табачной угрозы №1 Май 2009

www.raoz.ru

www.rpha.ru

 

Бюллетень гражданского общества России

по защите от табачной угрозы № 1 – май 2009 г.[1]

 

 

 

всем миром - против табачного паразита!

 

Обеспечение прозрачности и денормализация деятельности табачных компаний и их союзников – ключевое направление действий государства и гражданского общества по защите национальных интересов, жизни и здоровья населения страны от табачной эпидемии

 

Содержание

 

1. Обращение к заинтересованному читателю.

2. Мониторинг и денормализация табачного бизнеса – цели и задачи, принципы.

3. Данные по денормализации табачного бизнеса и его союзников и возможные действиия гражданского общества.

3.1. Табачный бизнес в России подконтролен правительствам иностранных государств.

3.2. В целях рекламы своей продукции компания «БАТ Россия» изобразила «…стилизованные границы Японии, включающие Курильские острова…».

3.3. Влияние иностранных табачных компаний на процесс РКБТ ВОЗ, использование суверенной Российской Федерации для формирования региональной (СНГ), Европейской и глобальной про-табачной политики. Координация позиции стран СНГ в своих интересах.

3.4. Правительство России зачем-то разрешило еще одной агрессивной иностранной табачной компании построить еще одну новую табачную фабрику в нашей стране, население которой вымирает от табака.

3.5. Институт экономики переходного периода шагает в ногу с табачниками.

3.6. Подарки табачной индустрии г-на Ильи Трунина (Минфин России, Институт экономики переходного периода).

4. К прогнозу действий табачной индустрии в стране.

 

 

 

 

 

1. Обращение к заинтересованному читателю

 

Дорогой читатель, коллега !

 

Мы приступаем к изданию ежемесячного бюллетеня гражданского общества России по защите от табачной угрозы. Издание бюллетеня будет способствовать правдивому информированию всех заинтересованных сторон, разработке и осуществлению в России и других странах СНГ прозрачной, социально ответственной государственной политики по защите здоровья и жизни населения, социально-экономического развития страны от табачной угрозы. Эта политика полностью соответствует интересам личности, общества и государства, т.е. национальным интересам, направлена на сбережение главной ценности наших стран – здоровья и жизни народа.

Данный выпуск бюллетеня посвящен проблемам противодействия табачной индустрии.

Табачный бизнес, почти на 100% - иностранный – главный переносчик табачной эпидемии в стране. Эта эпидемия - вторая по значимости причина демографической катастрофы, угрожающей ослаблением и гибелью российской нации и государства. Поэтому наши усилия по защите от табачной угрозы должны быть направлены и на противодействие табачной индустрии. Основные наши инструменты - мониторинг деятельности, достижение прозрачности этой деятельности, и тотальная денормализация этого, социального опасного, бизнеса, продукция которого ежегодно убивает около 400 тысяч жителей России.

Мы будем способствовать транспарентности (прозрачности действий) и денормализации табачных компаний как необходимым ключевым компонентам государственной стратегии борьбы против табака в странах СНГ на основе главного международного правового документа, международного соглашения системы ООН - Рамочной Конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака - РКБТ ВОЗ.

Мы будем разоблачать табачные компании как активную движущую силу табачной эпидемии в странах СНГ.

Мы будем показывать стратегии и деятельность табачных компаний по «управлению» национальным законодательством в области борьбы против табака и воздействию на процесс РКБТ ВОЗ в России, а также в регионе СНГ и на глобальном уровне.

Мы уверены, что материалы нашего бюллетеня станут для многих откровением, так как табачная индустрия тщательно и до сих пор успешно скрывает страшную правду о себе и своих союзниках, чтобы укрыться от ответственности за наносимый ущерб, чтобы сохранить свою репутацию якобы «нормального» бизнеса, чтобы приумножить свои доходы на крови. Руководствуясь законодательством, мы будем доносить эту правду о действиях табачников государственным деятелям, всем россиянам, гражданскому обществу, профессиональным работникам средств массовой информации. Эта правда станет основой эффективных законов, защищающих национальные интересы, сохраняющих население, социальное развитие и национальную экономику. Официальные власти устранят конфликт интересов, прекратится тлетворное сотрудничество госслужащих с табачниками, уничтожающими страну. Узнав правду, общество с негодованием и отвращением отвернется от зловонных табачников и их союзников, потребует полного возмещения нанесенного ущерба. Отвращение, несомненно, распространится и на продукцию табачников, и они, наконец, потеряют к нашей стране экономический интерес и уйдут восвояси.

Задача бюллетеня – представить материалы, дающие новые аргументы в пользу денормализации табачной индустрии в стране, расширяющие продуктивное общественное обсуждение. На основе рассмотрения событий можно будет не только предпринимать действия, но и предсказывать дальнейшие действия табачников, чтобы помочь выработать и осуществить опережающие меры государства и гражданского общества по их нейтрализации.

Иностранные табачные компании и их союзники прямо ответственны за ухудшение общественного здоровья в России и других странах СНГ после 1991 г., так как осуществляли стратегии и деятельность, направленные на резкое увеличение производства и потребления табачных изделий в этих странах, на противодействие эффективной борьбе против табака, в том числе РКБТ ВОЗ.

В г. Киеве, Республика Украина, 10-11 декабря 2008 г. под эгидой ВОЗ состоялось Региональное совещание стран СНГ по развитию потенциала осуществления Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака.[2] Представители всех стран СНГ, за исключением Республики Беларусь, в один голос заявили, что главной проблемой в борьбе с табачной эпидемией в их странах является противодействие иностранной табачной индустрии. Следует отметить, что Россия, практически единственная из стран СНГ, не принявших участие в этом совещании.

На совещании обсуждались возможности защиты политики общественного здравоохранения по борьбе против табака в странах СНГ от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной индустрии, которая в нашем регионе в основном представлена иностранными табачными компаниями.

Данная проблема обсуждалась и на Российских национальных форумах «Здоровье или табак», Национальном форуме «Создание и развитие национального потенциала на межсекторальном уровне для эффективного внедрения ключевых мер по защите здоровья населения от вредного воздействия табака и противодействия вмешательствам табачной индустрии» в г. Бишкек, Республика Кыргызстан, 18 декабря 2008 г., других мероприятиях.

Действительно, объяснения причин убийственной табачной эпидемии, неудовлетворительного развития политики в области табака и блокады РКБТ ВОЗ в России и других странах СНГ были бы неполными без изучения поведения иностранной табачной индустрии и ее союзников.

2. Мониторинг и денормализация табачного бизнеса – цели и задачи, принципы

Всемирным ответом международного сообщества на разразившуюся в мире табачную эпидемию, ставшую результатом действий глобальной табачной индустрии – переносчика этой эпидемии, стала разработка в 1999-2003 гг. и последующее принятие в 2003 г. международного соглашения системы Организации объединенных наций – Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака - РКБТ ВОЗ.

Уже на этапе подготовки Конвенции, ее инициатор, Генеральный Директор ВОЗ д-р Гру Харлем Брундтланд, врач, пришедшая на этот высокий пост с должности премьер-министра Норвегии, сделала четкое заявление о роли табачной индустрии как переносчика табачной эпидемии: «Почему табачная индустрия похожа на москита? Потому что они являются кровососущими, распространяющими болезнь паразитами, которые вызывают болезни»[3]. (здесь и далее курсивом приводятся цитаты из открытых источников).

Подобную уничижительную характеристику, обидную для насекомых, табачникам дал и Стентон Гланц, профессор медицины Калифорнийского университета, Сан-Франциско, США: «Они как тараканы; они распространяют болезнь и не любят, чтобы их видели на свету».[4]

Действительно, табачники развернули бешеное противодействие усилиям международного сообщества по защите жизни и здоровья людей от табака.

ВОЗ провела специальное расследование деятельности табачной индустрии по ранее закрытым служебным документам табачников и пришла к выводу:

«Данные из документов табачной индустрии показывают, что табачные компании в течение многих лет действовали с преднамеренной целью подорвать усилия ВОЗ по борьбе с потреблением табака. Попытка подрыва была тщательно разработанной, хорошо профинансированной и, как правило, невидимой».[5]

Чтобы нейтрализовать подрывные действия табачников в период подготовки РКБТ ВОЗ, Всемирная ассамблея здравоохранения - высший орган ВОЗ, на 54-м заседании в мае 2001 г. приняла специальную резолюцию по пункту повестки 13.5 22 «Прозрачность в процессе борьбы против табака»:

«Пятьдесят четвертая Всемирная ассамблея здравоохранения,

Отмечая с большой озабоченностью результаты, полученные Комитетом экспертов по документам табачной индустрии, а именно, что табачная индустрия действовала в течение лет с выраженным намерением подорвать роль правительств и ВОЗ по осуществлению политики общественного здравоохранения по борьбе с табачной эпидемией;[6]

Понимая, что общественная уверенность будет укреплена посредством прозрачности связей между делегатами Всемирной Ассамблеи здравоохранения и других совещаний ВОЗ и табачной индустрией,

1. НАСТОЯТЕЛЬНО СОВЕТУЕТ ВОЗ и Государствам-членам ВОЗ проявить бдительность в отношении любых усилий табачной индустрии по продолжению этой практики и обеспечить целостность развития политики здравоохранения на любых совещаниях ВОЗ и в национальных правительствах;

2. НАСТОЯТЕЛЬНО СОВЕТУЕТ Государствам-членам ВОЗ осознать связи между табачной индустрией и членами их делегаций;

3. ПРИЗЫВАЕТ ВОЗ продолжить информирование государств-членов о деятельности табачной индустрии, которая имеет отрицательное воздействие на усилия по борьбе против табака.

Девятое пленарное совещание, 22 мая 2001 г. A54/VR/9.[7]

Несмотря на данную резолюцию стран-участниц ВОЗ, Россия неоднократно направляла на переговоры по подготовке РКБТ ВОЗ матерого табачника (см. ниже материалы бюллетеня, раздел 3.2.).

Еще до принятия РКБТ ВОЗ в 2003 г., во многих странах мира развернулась деятельность по денормализации табачной индустрии, поддержанная государством. Особенно активно и успешно эта работа велась в Канаде и США. По мнению крупного канадского специалиста по борьбе против табака Гарфилда Махуда, денормализация табачной индустрии:

«Сообщает обществу правду о роли табачной индустрии как переносчика болезни в развитии и поддержании табачной эпидемии;

Обращает вспять процесс нормализации табачной индустрии, который производители сигарет продвигали в течение десятилетий;

Показывает обществу, почему табачная индустрия не является нормальной, или легитимной и не вписывается в нормы поведения легитимного бизнеса;

Является инструментом борьбы против табака категории «наилучшая практика»;

Эффективна, о чем свидетельствует научная литература.

Табачная индустрия ненавидит денормализацию».[8]

Действительно, и в России табачники призывают не превращать борьбу с табаком в борьбу с табачной промышленностью.

По мнению Г. Махуда, денормализация табачной индустрии позволяет разоблачить истинную сущность табачной индустрии и ее действий и включает:

«Борьбу с мифами в отношении табачной продукции (например, что легкие и мягкие сигареты безопаснее);

Привлечение внимания к размеру и воздействию рекламных бюджетов табачной индустрии и характеру их деятельности по продвижению своей продукции;

Привлечение внимания к роли других индустрий и организаций в поддержке продвижения и продаж табака.

Денормализация табачной индустрии может быть использована практически во всех стратегиях борьбы против табака, с целью разоблачения истинной природы табачной индустрии.

Денормализация табачной индустрии действует, потому что:

- меняет отношение общества в отношении законодательной реформы по борьбе с табаком и увеличивает общественную поддержку (регулирование табачной индустрии и ее продукции);

- противодействует «дезинформации» со стороны табачной индустрии;

- помогает взять под контроль подростковый «протест»;

- позволяет отойти от идеологии «обвинения жертвы» (т.е. курящих людей);

- дает новую перспективу для обсуждения табачной проблемы».[9]

Другой крупный канадский идеолог денормализации табачной индустрии – Анна Лавак, написала в 2001 г.:

«Цель этих компаний по денормализации табачной индустрии - указать на негативные черты табачной индустрии, включая приспособленческие, манипулятивные, лживые, нарушающие этику действия, в которые вступает табачная индустрия.»[10]

Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака, ратифицированная Российской Федерацией в апреле 2008 года, несмотря на упомянутые выше усилия по ее подрыву со стороны глобальных табачных компаний, предусматривает ряд конкретных действий стран-Сторон (участниц) Конвенции в отношении табачной индустрии:

1. В Преамбуле РКБТ ВОЗ указывается, что страны-Стороны признают:

«…необходимость проявлять бдительность в отношении любых попыток табачной промышленности подорвать или свести на нет усилия по борьбе против табака и необходимость в осведомленности о деятельности табачной промышленности, которая оказывает негативное воздействие на усилия по борьбе против табака,…»

2. Статья 5.3 РКБТ ВОЗ прямо обязывает страны-Стороны:

«При разработке и осуществлении своей политики общественного здравоохранения по борьбе против табака Стороны действуют таким образом, чтобы защитить свою политику от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности в соответствии с национальным законодательством.»

Таким образом, разрешение глобальным табачным компаниям влиять на политику по борьбе против табака, которое до сих пор отмечается в России, Кыргызской Республике, ряде других стран СНГ, является незаконным, прямым нарушением духа и буквы РКБТ ВОЗ.

3. Статья 12 РКБТ ВОЗ «Просвещение, передача информации, подготовка и информирование населения» обязывает страны-участницы Конвенции:

«В этих целях каждая Сторона принимает и осуществляет эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры, направленные на содействие:

…(c) доступу населения, в соответствии с национальным законодательством, к самой разнообразной информации о табачной промышленности, относящейся к цели настоящей Конвенции;»[11]

В Статье 1 РКБТ ВОЗ указывается:

…«(e) «Табачная промышленность» означает всех тех, кто занимается изготовлением, оптовым распределением и импортом табачных изделий.»[12]

По мнению специалистов по антитабачной работе, Статья 5.3 РКБТ ВОЗ должна включать другие объекты и персонал, которые работают на, или от имени табачной индустрии, такие, как оптовые дистрибьюторы, фронт-группы (передовые группы), розничные торговцы, табачные профсоюзы и индивиды, в том числе - работающие по найму, юристы, ученые, лоббисты и журналисты.[13]

В связи с непрекращающимся вмешательством табачной индустрии в процесс формирования политики по борьбе против табака, на 3-ей Конференции стран-Сторон Конвенции, состоявшейся в ноябре 2008 г. в г. Дурбан, Южная Африка, были разработаны и утверждены Руководящие указания по реализации Статьи 5.3 РКБТ ВОЗ,[14] чтобы наилучшим образом достигнуть цели Статьи 5.3 РКБТ в отношении предотвращения вмешательства табачной индустрии.

Руководящие указания устанавливают 4 принципа:

«Принцип 1. Имеется фундаментальный и непримиримый конфликт между интересами табачной индустрии и интересами общественного здоровья.

Принцип 2. Стороны, имея дело с табачной индустрией или теми, кто работает на продвижение ее интересов, должны быть ответственными и прозрачными.

Принцип 3. Стороны должны требовать от табачной индустрии и тех, кто работает на продвижение ее интересов, функционировать и действовать ответственным и прозрачным образом.

Принцип 4. Так как ее продукция является смертельной, табачная индустрия не должна получать стимулы по организации или ведению своего бизнеса».[15]

Страны-стороны РКБТ ВОЗ также утвердили следующие восемь указаний по данной проблеме:

«1. Повышать осознание вызывающей зависимость и вредной природы табачной продукции и вмешательства табачной индустрии в политику Сторон по борьбе против табака.

2. Учреждать меры по ограничению взаимодействий с табачной индустрией и обеспечению прозрачности тех взаимодействий, которые имеют место.

3. Отказываться от партнерства и необязывающих или нереализуемых соглашений с табачной индустрией.

4. Избегать конфликта интересов для правительственных чиновников и работающих по найму.

5. Требовать, чтобы информация, предоставляемая табачной индустрией, была прозрачной и точной.

6. Денормализовать и, в максимальной возможной степени, регулировать деятельность, описываемую табачной индустрией как «социально ответственная», включая, но не ограничиваясь деятельностью, описываемой как «корпоративная социальная ответственность».

7. Не предоставлять преференций табачной индустрии.

8. Относиться к табачной индустрии, принадлежащей государству, так же, как к любой другой табачной индустрии».[16]

 

Ситуация в отношении борьбы против табака, обеспечения прозрачности и денормализации табачной индустрии в странах СНГ различается. Применение РКБТ ВОЗ, упомянутых выше положений Преамбулы, Статьи 5.3 и Руководящих указаний, Статьи 12 возможно в странах-Сторонах, к которым относятся Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Украина. К сожалению, пока не присоединились к РКБТ ВОЗ Таджикистан, Туркменистан (несмотря на то, что руководитель страны-врач, и транснациональная табачная индустрия не имеет здесь ни одной фабрики), Узбекистан.

Среди источников информации для работы по обеспечению прозрачности и денормализации иностранных табачных компаний в странах СНГ могут быть использованы имеющиеся профессиональные публикации этих компаний, сайты и др., официальные документы, материалы агентств по связям с общественностью (PR) и по связям с правительственными структурами (GR), публикации в СМИ.

В последнее время, благодаря действиям администрации США и международного сообщества, стали доступными в сети Интернет ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ ранее закрытых, служебных документов табачной индустрии, многие из которых посвящены внедрению и деятельности иностранных табачных компаний в странах бывшего СССР. Среди сайтов, на которых размещены эти документы, следующие:

www.hhs.gov/news/press/1999pres/991118.html

Legacy Tobacco Documents Library legacy.library.ucsf.edu/

Tobacco Industry and Products www.cdc.gov/tobacco/tobacco_industry/

Tobacco Documents Online. tobaccodocuments.org/

THE TOBACCO INDUSTRY DOCUMENTS

www.who.int/tobacco/communications/TI_manual_content.pdf

Tobacco's Dirty Tricks - no-smoke.org

Имеются исследования и публикации по странам СНГ:

Лондонский университет, Лондонская школа гигиены и тропической медицины, в том числе есть рекомендации. www.lshtm.ac.uk/cgch/tobacco/industry_docs.htm

На русском языке имеются публикации исследований, выполненных Российской ассоциацией общественного здоровья www.raoz.ru www.rpha.ru

Важные документы размещены на сайте Антитабачной коалиции www.ataca.ru

Тематический сайт о реальном поведении табачников: Globalshame.org

Сайт о табачных лоббистах, явных и скрытых: arkadiy.health.googlepages.com

 

 

3. Данные по денормализации табачной индустрии и ее союзников и возможные действия гражданского общества.

 

3.1. Иностранный табачный бизнес в России подконтролен правительствам иностранных государств.

 

Факты: Табачный бизнес в России, высочайшая социальная опасность которого еще только осознается, практически полностью, на 94% поглощен иностранцами. Компании, организовавшие табачную газовую камеру в России – это подлежащие государственному регулированию соответствующих стран, юридические лица. Особенно ярким является пример компании Джапан Тобакко Интернешнл, скрывающей тот факт, что контрольный пакет ее акций принадлежит правительству Японии.

 

 

Наш комментарий: Распространенное мнение, что глобализовавшиеся иностранные компании – транснациональные, возможности национальных правительств по регулированию их деятельности ограничены, а система международного законодательства, базирующаяся на РКБТ ВОЗ, только формируется - устарело.

Иностранные компании теперь должны нести ответственность за потери жизни и здоровья от потребления их продукции, т.е. за 94% общих потерь, оцениваемых в 400 тысяч в год.

Очевидно, что противодействие компаниям мощнейших государств мира, превращающим здоровье и демографический потенциал России и других стран СНГ в свои доходы, только силами гражданского общества, совершенно недостаточно.

Иностранные государства должны прекратить зарабатывать деньги на страданиях и смерти наших граждан. Представьте, что Россия инвестирует в Японию свой бизнес, который будет убивать 160 000 японцев в год, и скажет, что она не причем.

Решение вопроса о защите страны от иностранной табачной удавки должно решаться путем переговоров на высшем государственном уровне, встреч лидеров России, США, Японии, Великобритании, Германии, а теперь еще и Южной Кореи (см. раздел 3.3. бюллетеня). Российская Федерация могла бы выступить с инициативой проведения подобных переговоров, которые эффективно дополнили бы процесс РКБТ ВОЗ.

 

Рекомендации: Гражданскому обществу заинтересованных стран целесообразно направить обращения руководителям России и названных стран с просьбой провести такие переговоры, значимость которых для национальной безопасности стран, ставших полигоном для иностранных табачников, ничуть не меньше, чем переговоры о вооружениях.

 

 

3.2. В целях рекламы своей продукции компания «БАТ Россия» изобразила «…стилизованные границы Японии, включающие Курильские острова…».

Факты: «Еще в июне 2008 г. Экспертный совет по рекламе Федеральной антимонопольной службы возбудил дело против компании «БАТ Россия»". В совет обратился гражданин, возмущенный рекламой сигарет Kent. Среди призов значилась поездка в Японию, причем в рекламе, по данным «Интерфакса», содержалось «изображение стилизованных границ Японии, включающих Курильские острова». Закон о рекламе не допускает использование оскорбительных образов в отношении государственных символов. «Тут можно говорить о недопустимости оскорбления патриотических чувств», - цитирует «Интерфакс» замглавы ФАС Андрея Кашеварова.

«БАТ Россия» провела кампанию «Направление: Япония» в мае - июне 2007 г., говорит представитель компании Александр Лютый. По его словам, в июне 2007 г. компания получила запрос от ФАС и ответила на него письменно: «На изображении не обозначены государственные границы, наименования географических объектов или иные параметры <...> позволяющие сделать вывод об отнесении изображенных очертаний к границам того или иного государства», настаивает он. С тех пор ответных действий от ФАС не было. Ведомости».[17]

 

Наш комментарий: В целях сбыта своей продукции табачники не гнушаются никакими рекламными ходами, вот и опять влипли в разбирательство, вот и поделом им.

 

Рекомендации: Гражданскому обществу целесообразно требовать от органов власти полного запрета всех видов непрямой рекламы табака, включая изощренные маркетинговые ходы табачников: лотереи, конкурсы, обмен одних сигарет на другие, и т.п.

 

 

3.3. Влияние иностранных табачных компаний на процесс РКБТ ВОЗ, использование суверенной Российской Федерации для формирования региональной (СНГ), Европейской и глобальной про-табачной политики. Жесткая координация табачниками позиции стран СНГ в своих интересах.

 

Факты: Компания Бритиш Америкен Тобакко осуществила глубокое проникновение в процесс РКБТ ВОЗ на глобальном и национальном уровнях. Несмотря на острую конкуренцию между отдельными иностранными табачными компаниями, БАТ Россия инициировала выработку общей позиции индустрии и обеспечила лидерство в этом процессе (Bates no. 760060176 – Здесь и далее Bates – международная система классификации документов табачной индустрии из специализированных хранилищ). «Глобальная тактическая группа индустрии (БАТ, Филипп Моррис Интернешнл, Джапан Тобакко Интернешнл) успешно функционирует в России» (Bates no. 325136045).

Деятельность БAT соответствовала

«Предложениям Центральной КОРА[18] в отношении РКБТ: …

- Сохранять Конвенцию как можно более широкой;

- Замедлить процесс…» (Bates no. 760060175), и

«Помочь выработать общую позицию стран СНГ» (Bates no. 760060178).

Имеется ряд документов, по которым можно судить о стратегии БАТ в отношении РКБТ ВОЗ в России. Например:

«ВОЗ-ИОТ: Действия на Ключевых Рынках. Россия:

- Заместитель Премьер Министра briefed[19] БАТ во время визита Ульриха Хертера в Москву в марте.

- В результате, была сформирована межведомственная рабочая группа по РКБТ (Табакпром включен).

- Решение Правительства – поддержать конвенцию только в самой широкой возможной форме.

- Письмо Заместителя Министра Здравоохранения: «Не осуществимо включать в конвенцию следующие области: налогообложение, запрет на продажи в магазинах беспошлинной торговли, устранение субсидирования табака и государственной поддержки фермеров и производителей табака, требования открыть информацию в отношении расходов на маркетинг и продвижение.

 Особенный успех – Леонид Синельников включен в официальную делегацию России на заседании рабочей группы ВОЗ 27-29 марта в Женеве» (Bates no. 760069302).

«Особенный успех» многократно упоминается в других документах БАТ:

«Сегодня мы имели совещание в Министерстве Здравоохранения… мы сделали некоторые вопросы конвенции мягче: налогообложение, продажи в магазинах беспошлинной торговли, спонсорство, маркировка…» (Bates no. 321696159).

Сотрудники БАТ пишут так, как будто полностью контролируют ситуацию при поддержке российского государства:

«Управление РКБТ ВОЗ.

Современное состояние

- Государство поддерживает индустрию…» (Bates no. 760061516).

БАТ упоминает о «Поддержке со стороны г-на Щербака, в то время Вице-Премьер-Министра» (Bates no. 760063755).

О давлении со стороны табачного лобби на антитабачных активистов на самом высоком уровне может свидетельствовать и имеющийся в архиве БАТ перевод письма нашего уважаемого коллеги, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко, в котором он сообщает Щербаку о выполнении поручения, а именно, о включении Синельникова «в соответствии с Вашим ранее данным указанием» в Российскую официальную делегацию на совещания Международного органа по переговорам по подготовке проекта РКБТ ВОЗ (МОП) в Женеве, Швейцария (Bates no. 760028683).

В действительности, Синельников был в то время официальным сотрудником БАТ, который для прикрытия идентифицировал себя с Российской табачной индустрией. На МОП он был официально представлен Россией как эксперт Министерства сельского хозяйства страны. Синельников писал в одном из своих отчетов: «Позиция РФ была сбалансированной… Позиция СНГ на этот раз… была взвешенной и реалистичной…» (Bates no. 325095129-31). На заключительном совещании МОП принадлежность Синельникова к БАТ была разоблачена активистами неправительственных организаций, аккредитованных на совещании. Они распечатали биографическую справку с официального сайта БАТ и публично предъявили ее Синельникову, а затем опубликовали критический материал в бюллетене, распространявшемся на совещании, что в составе официальной делегации России находится представитель транснационального табачного бизнеса. Никакая другая страна так не отличилась на всемирных переговорах по обузданию табачной индустрии. Сотрудники ВОЗ заявили, что аккредитовали Синельникова в соответствии с официальным представлением России.

Маловероятно, что истинное место работы Синельникова не было известно руководителю Российской делегации академику РАМН, директору Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины д.м.н., проф. Р.Г. Оганову и другим членам Российской делегации, а также ВОЗ, но они промолчали. Действительно, еще в октябре 2000 г. сотрудник БАТ Синельников был аккредитован ВОЗ на вышеупомянутых Общественных Слушаниях по РКБТ в Женеве как «член Совета Директоров Ассоциации «Табакпром»» (Bates no. 760028852).

Лживые идентификационные стратегии БАТ, действующей на глобальном уровне от имени Российских организаций, можно дополнительно проиллюстрировать следующим документом БАТ об участии в международных Общественных слушаниях по проекту РКБТ ВОЗ:

«Материалы, представленные на Общественные слушания:

- Ассоциация Табакпром – подготовлены БАТ Россия;

- Рекламный Совет России – подготовлены БАТ Россия;

- Национальная Торговая Ассоциация – подготовлены БАТ Россия…» (Bates no. 760063757).

Чтобы закрепить свои достижения, БАТ координировала освещение слушаний в средствах массовой информации стран СНГ (Bates no. 760063758).

БАТ активно формировала позицию России и других стран СНГ по РКБТ на заседаниях МОП. Например:

«16-21 октября – Межправительственный Орган по Переговорам.

Большинство стран СНГ имеют сходные позиции.

Встреча с делегациями стран СНГ в Постоянном Представительстве Российской Федерации спонсирована БАТ Россия» (Bates no. 760063758).

«Следующие шаги:

…Организовать встречу делегаций стран СНГ перед следующим заседанием МОП…

выработать общую позицию стран СНГ» (Bates no. 760063759).

«Заседание Рабочей Группы ВОЗ, 27-29 марта, Женева: Как вели себя основные игроки?

…- Россия – за широкую конвенцию (отсутствие гармонизации налогов, отсутствие полного запрета на рекламу, продвижение)...» (Bates no. 760069303).

«ВОЗ-ИОТ: Следующие шаги в Европе.

... – Построение двусторонних альянсов (Россия - Китай).

- Выстроить позицию стран СНГ (колеблющихся) вокруг России.

- Координация деятельности КОРА, связанной с РКБТ, в СНГ.

- Состоялся брифинг БАТ для Украинских министров (с участием Синельникова).

- Изучается в настоящее время – совещание официальных представителей стран СНГ, организованное Российским Министром.» (Bates no. 760069305).

И, наконец, БАТ делает победные выводы в отношении своей стратегии и деятельности, относящейся к РКБТ ВОЗ. Эти выводы положительные для индустрии, но разрушительные для эффективной политики и управления в области общественного здоровья на национальном, региональном и глобальном уровнях:

«ВОЗ-ИОТ: Европа

Вывод на данный момент: Вклад Европы имел критическое значение для изменения направления РКБТ.

«Имеются ободряющие признаки того, что некоторые значимые страны – скорее за широкую конвенцию, позволяющую правительствам учитывать свои собственные обстоятельства, чем за обязывающий договор» (Мартин Броугхтон, Ежегодный Доклад)” (Bates no. 760069306).

Наш комментарий: Очевидно, что разрешение иностранным табачникам оседлать нашу страну и фактически использовать суверенную Россию в своих глобальных игрищах, привело к существенному ослаблению РКБТ ВОЗ - важнейшего международного документа, призванного защитить здоровье и жизнь людей не только в России, но и во всем мире. Последствия этих целенаправленных подрывных действий табачников по охране своих корпоративных интересов – страдания и гибель людей, экономические и социальные потери, разгул табачной эпидемии.

 

Рекомендации: Гражданскому общество России целесообразно просить руководителей всех уровней, в соответствии с РКБТ ВОЗ, обеспечить прозрачность всех взаимодействий государства с табачниками, исключить табачников из всех экспертных органов и официальных делегаций, в том числе направляемых на международные мероприятия, предоставить гражданскому обществу возможность участия во всех мероприятиях по табачной проблематике для экспертизы и контроля принимаемых решений.

 

 

3.4. Правительство России зачем-то разрешило еще одной агрессивной иностранной табачной компании построить еще одну новую табачную фабрику в нашей стране, население которой вымирает от табака.

 

Факты: В Калужской области, относящейся к культурно-цивилизационному ядру России, крупнейшая южно-корейская компания KT&G (переводится как «Корейский табак и женьшень»), в недавнем прошлом – госмонополия, строит новую табачную фабрику мощностью 6 млрд. штук в год, что в два раза превысит текущий импорт сигарет данной компанией в Россию. В настоящее время в Россию уже импортируются сигареты марок Esse, Pine, Cloud и Zest. Цель строительства в России – повысить глобальную конкурентоспособность корейской компании. На строительство фабрики, которая должна начать работать в 2010 г., предполагается затратить 166 млн. долларов США.[20]

 

Наш комментарий: Разрешение южнокорейцам строить новую табачную фабрику в России ничем не обосновано. Южная Корея - и без того крупный инвестор в России, чтобы хвататься за социально опасные инвестиции в жалкие 166 млн. у.е. В нашей стране давно отмечается перепроизводство табачной продукции, что приводит к масштабной, позорной контрабанде.

 

Рекомендации: Гражданскому обществу целесообразно просить Правительство России и Калужской области отказаться от данного проекта, просить закрыть существующие табачные фабрики, отказаться от подобных инвестиций навсегда. Нам надо навсегда закрывать табачные производства, а не продолжать выращивать табачный бизнес.

 

 

3.5. Институт экономики переходного периода шагает в ногу с иностранными табачниками. 

 

Факты: Велико воздействие иностранных табачных компаний на экспертное сообщество, консультирующее государственные структуры и делегирующее своих сотрудников в данные структуры.

В частности, Филип Моррис, как и БAT, успешно воздействовали на принятие государственных решений в свою пользу через ряд ведущих экспертных учреждений, например, Институт экономики переходного периода (ИЭПП, бессменный директор по декабрь 2009 г. – бывший премьер-министр России Е.Т. Гайдар). Имеются данные, что в течение, по крайней мере последних 10 лет, Филип Моррис и BAT заказывали на платной основе «исследования» ИЭПП, в основном посвященные тому, как избежать должного налогообложения, оказать влияние на политику государства и общественное мнение. Заказанные табачниками «отчеты» активно направлялись в Думу и Правительство. В настоящее время работы по заказу табачников продолжаются.

«Научные исследования в области экономики являются основным видом деятельности Института. В составе ИЭПП 21 научное подразделение, которые объединены в 6 направлений: макроэкономика и финансы; развитие реального сектора; институциональное развитие, собственность и корпоративное управление; политическая экономия м региональное развитие; аграрная политика; правовые исследования. ИЭПП проводит углубленные исследования в таких сферах, как бюджетная и денежно-кредитная политика, реформирование налоговой системы, корпоративное управление и защита прав акционеров, реформы в социальной сфере, аграрная реформа, дерегулирование, бюджетный федерализм, экономическое развитие регионов и проблемы северных регионов России, проблемы развития основных секторов и отраслей экономики, тенденции изменения структуры производства и конечного использования валового внутреннего продукта. … Институт предоставляет федеральным и региональным органам власти рекомендации и консультации по следующим вопросам: налогообложение и бюджетная политика; …».[21] «Обзоры, другие издания Института, доклады и наиболее значимые результаты выполненных исследований представлялись в аппарат Президента РФ и Правительство РФ, в Государственную Думу и Совет Федерации, министерствам и ведомствам, региональным органам власти, рассылались научным учреждениям, в т.ч. РАН, международным организациям, в средства массовой информации. Всего в 2006 г. Институт подготовил более 40 аналитических записок, научных докладов, предложений, проектов документов, справок, рецензий, комментариев».[22]

Табачная индустрия давно и успешно использует ИЭПП как канал воздействия на формирование государственной политики для защиты своих интересов, в первую очередь, блокируя повышение акцизов и лицензирование, общественную дискуссию, объективное информирование руководства и населения.

Только за последние 10 лет, 2008-1998, по заказам, оплаченным табачниками, были выполнены следующие «исследования» ИЭПП (по данным сайта ИЭПП):

«I. Совершенствование акцизного налогообложения продукции табачной промышленности (ООО «БАТ – ЯВА», 1998 г.). Представленный доклад выполнен в рамках проекта "Разработка предложений по реформированию акцизного налогообложения табачной продукции в России".[23]

II. Завершенные проекты ИЭПП – 1999: Табачная промышленность: финансово-экономические аспекты (Табакпром, 1999 г.)

III. Завершенные проекты ИЭПП – 2002: Анализ состояния табачной промышленности (Бритиш Тобакко, 2002 г.)

IV. Анализ текущего состояния акцизного налогообложения табачных изделий и перспектив его реформирования («Бритиш Американ Тобакко», 2003 г.) Результатом исследования должна стать концепция развития акцизного налогообложения табачных изделий в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.» (sic!).

V. Государственная политика в области регулирования рынка табачных изделий и акцизного налогообложения табачных изделий: анализ проблем и перспектив реформирования (ЗАО «Международные услуги по маркетингу табака» (БАТ-ЯВА), 2005 г.). Вероятно, самый масштабный и амбициозный проект с широким социальным воздействием.

«1. Анализ существующих предложений в области реформирования акцизного налогообложения табачных изделий и их эффективности.

2. Анализ возможных подходов и разработка предложений, направленных на переход к взиманию акцизов на табачные изделия на основании фиксированной розничной цены:

анализ международного опыта в области использования розничных цен в качестве базы для акцизного налогообложения;

сравнительный анализ различных вариантов установления цен, используемых в качестве базы для взимания акцизов:

централизованное установление максимальных розничных цен - административный метод;

указание максимальной розничной цены, используемой в качестве базы для адвалорной компоненты акциза, на упаковке табачных изделий;

указание максимальной розничной цены, используемой в качестве базы для адвалорной компоненты акциза, на акцизной марке;

прочие возможные варианты;

анализ источников информации для установления розничных цен в качестве базы для акцизного налогообложения табачных изделий;

анализ способов организации контроля за ценами на рынке табачных изделий и целесообразности их использования:

ограничение мест розничной продажи табачных изделий (в том числе с помощью введения их лицензирования);

административные возможности контроля за соблюдением максимальных розничных цен;

возможность привлечения саморегулируемых организаций с целью контроля за соблюдением максимального уровня розничных цен на табачные изделия;

разработка предложений по переходу на взимание акцизов на табачные изделия на основании розничной цены с учетом особенностей российского рынка табачных изделий:

широкий ассортимент табачных изделий;

целесообразность использования ценовых поясов;

способы проведения исследования розничных цен;

возможность и целесообразность территориальной дифференциации фиксированных цен и способы контроля;

учет особенностей реализации табачных изделий через товаропроводящую сеть;

анализ особенностей оборота специальных акцизных марок на табачные изделия и пути его совершенствования в части сокращения сроков изготовления марок;

юридические аспекты использования розничных цен в качестве базы для акцизов на табачные изделия; возможные изменения порядка лицензирования розничных торговых точек;

разработка концепции изменений и дополнений в российское законодательство на основании проведенного анализа.

3. Организация общественной дискуссии по поводу перспектив реформирования государственной политики в области налогообложения и регулирования рынка табачных изделий в России:

организация семинаров и круглых столов с участием представителей крупнейших производителей и дистрибьюторов табачных изделий, отраслевых ассоциаций, представителей органов государственной власти и управления; участие в аналогичных мероприятиях, проводимых под эгидой других общественных и коммерческих организаций;

содействие организации парламентских слушаний по вопросу государственной политики в области налогообложения и регулирования рынка табачных изделий;

экспертиза новых предложений, возникающих в процессе обсуждения перспектив реформирования системы акцизного налогообложения табачной продукции в рамках диалоговых механизмов по линии государства и бизнеса;

взаимодействие со средствами массовой информации в плане разъяснения особенностей и преимуществ новых инициатив в области реформирования системы табачных акцизов.

4. Изучение опыта зарубежных стран (в том числе - с сопоставимыми условиями экономического развития) в области реформирования акцизного налогообложения табачных изделий и регулирования рынка табачных изделий с привлечением представителей органов государственной власти (проведение семинаров и круглых столов):

изучение опыта стран Латинской Америки;

изучение опыта стран СНГ, Восточной и Западной Европы;

изучение опыта иных стран (по согласованию);

разработка предложений по межгосударственной координации политики в сфере налогообложения табачной продукции в рамках существующих и формирующихся зон свободной торговли на пространстве СНГ;

изучение возможностей унификации налогового законодательства в данной области, в т.ч. налоговых ставок, между государствами, имеющими на своей территории предприятия табачной промышленности (Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан и др.)».

VI. 2006 год, Лаборатория фискального федерализма и субнациональных финансов ИЭПП (заведующий лабораторией – к.э.н. И.В. Трунин)

В 2006 г. были выполнены работы по договорам:

…- Анализ экономических, социальных аспектов и аспектов администрирования и контроля исчисления адвалорной составляющей акциза на табачные изделия от максимальной розничной цены – для ООО «Филипп Моррис Слейс энд Маркетинг»;   

…- Анализ и разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства в части налогообложения налогом на добавленную стоимость – для ЗАО «Международные услуги по маркетингу табака» (ЭТО БАТ-ЯВА); … Bестник ИЭПП № 20.2007 г.».

В декабре 2006 г. руководитель этих работ И.В. Трунин перешел на работу в Минфин России на нелегкую и очень ценную для табачников должность … Директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, где и трудится по настоящее время. И.В. Трунин имеет богатый опыт работы с иностранными табачниками: «координатор проекта "Анализ текущего состояния акцизного налогообложения табачных изделий и перспектив его реформирования", выполненного по заказу АО "Бритиш Американ Тобакко" – май–декабрь 2003 г.; …член Экспертного совета по налоговому законодательству Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам – с апреля 2004 года по настоящее время; …исследовательский проект ИЭПП "Государственная политика в области регулирования рынка табачных изделий и акцизного налогообложения табачных изделий: анализ проблем и перспектив реформирования", руководитель проекта;  (Возможно, оплачен из бюджета, т.к. заказчик не указан).…проект, выполненный по заказу ООО "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг", "Анализ социально-экономических последствий и аспектов администрирования и контроля исчисления адвалорной составляющей акциза на табачные изделия на основании максимальной розничной цены", руководитель работ (2006 г.);[24]

При этом на сайте ИЭПП по-прежнему Трунин Илья Вячеславович представлен как ведущий научный сотрудник Научного направления "Макроэкономика и финансы".

VII. Анализ возможных направлений совершенствования налогового законодательства в части косвенного налогообложения табачных изделий (ООО «Филипп Моррис Сэйлз & Маркетинг», 2007 г.)

·                  изучение эффективности налогообложения и администрирования НДС в условиях российской системы налогообложения;

·                  анализ возможности совершенствования НДС при налогообложении сигарет и папирос в Российской Федерации.»

VIII. Лаборатория налоговой политики (зав. лабораторией – к.ю.н. Н.Ю. Корниенко)

… В 2007 г. были выполнены работы, подготовлены научные доклады по следующим хозяйственным договорам:

- Анализ и разработка налогового законодательства и налоговой политики – для Министерства финансов РФ в рамках займа МБРР;

- Анализ возможных направлений совершенствования налогового законодательства в части совершенствования акцизного налогообложения табачных изделий и иных косвенных налогов – для ООО «Филипп Моррис Слейс энд Маркетинг»;

- Анализ и разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства в части налогообложения налогом на добавленную стоимость – для ЗАО «Международные услуги по маркетингу табака»;…

В 2007 г. сотрудники лаборатории налоговой политики ИЭПП принимали активное участие в различных семинарах, научно-практических конференциях как на территории РФ, так и за рубежом. Так, 5 ноября 2007 г. состоялась встреча-семинар с представителями Торговой Промышленной Палаты Израиля и табачных компаний, имеющих дистрибьюторские сети на территории Израиля. От ИЭПП во встрече приняли участие Приходько С.В. и Корниенко Н.Ю. С 1998 г. Н.Ю. Корниенко принимает активное участие в исследованиях и выработке политики правового регулирования в области налогообложения, собственности, международных отношений, в том числе в составе рабочих групп при Правительстве РФ, Администрации Президента РФ, ГД ФС РФ». (с сайта ИЭПП, с сокращениями).

IX. Оценка целесообразности введения лицензирования деятельности по производству и продаже табачных изделий в Российской Федерации (ООО «ФИЛИП МОРРИС СЭЙЛЗ ЭНД МАРКЕТИНГ», 2008 г.)

·                  оценка российского опыта лицензирования деятельности по производству и продаже табачных изделий;

·                  оценка влияния изменений законодательства в области лицензирования на деятельность компаний табачной отрасли: экономическая эффективность, теневой и незаконный оборот табачных изделий, противодействие распространению курения среди несовершеннолетних;

·                  сравнительный анализ экономической эффективности системы лицензирования табачной отрасли;

·                  оценка последствий реформ системы лицензирования для компаний табачной отрасли;

·                  оценка целесообразности возврата лицензирования деятельности по производству и продаже табачных изделий в России;

·                  расчет экономически оправданной стоимости лицензии.

X. «Анализ и оценка эффективности применения налогового законодательства в части налогообложения табачной отрасли в условиях кризиса (ЗАО «Международные услуги по маркетингу табака», 2009 г.)

1. Подходы к формированию политики налогообложения табачных изделий.

2. Тенденции изменений в сфере акцизного регулирования табачных изделий стран СНГ в условиях экономического кризиса.

3. Международный опыт применения налоговых и неналоговых мер странами – участницами Конвенции ВОЗ по борьбе с табаком.

4. Последствия реализации неналоговых мер, предусмотренных Конвенцией ВОЗ по борьбе с табаком.[25]

 

Наш комментарий: ИЭПП – одна из организаций подобного рода, представляющих собой важнейший канал лоббистских усилий табачной индустрии, направленных на формирование государственной политики в области табака в интересах табачников. Кроме того, ИЭПП – значимый и авторитетный источник не только идей, но и кадров для органов государственного управления.

 

Рекомендации: Гражданскому обществу целесообразно разработать и предпринять действия направленных на блокирование этих работ, дискредитацию их значимости, нейтрализацию в органах государственного управления. Целесообразно выявлять и блокировать связи табачных компаний и экспертного сообщества для преодоления конфликта интересов. Можно прямо обратиться к руководству ИЭПП с просьбой прекратить сотрудничество с индустрией.

 

 

3.6. Подарки табачной индустрии г-на Ильи Трунина.

 

Факты: Один из многочисленных сотрудников ИЭПП, г-н Илья Трунин, участвовавший в 2006 г. в указанных выше псевдоизысканиях, заказанных и оплаченных иностранными табачными компаниями, в том же году перешел на очень важный для табачников пост руководителя Департамента по налогам, акцизам и таможенным тарифам Федерального Министерства финансов.

Имя г-на И. Трунина связано с введением МРЦ – максимальной розничной цены на табачные изделия. За соблюдением МРЦ тщательно следит государство, хотя данная мера фактически играет на руку табачным производителям, снизила потребительскую цену табака и соответственно увеличила доступность табака и вред от его потребления.

Еще одно решение, связанное с именем г-на И. Трунина – освобождение от НДС акцизных марок на табак.

«ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 15 февраля 2007 г. N 03-07-15/22(Д) Приложение к письму ФНС России от 31 мая 2007 года N ШТ-6-07/445@  В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации специальных марок для маркировки табака и табачных изделий Минфин России сообщает. Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации» (далее - Постановление) с 1 августа 1999 г. для организаций - Производителей табака и табачных изделий стоимость одной специальной марки установлена в размере 4,5 копейки. В соответствии с представленным ФГУП «Гознак» договором от 24.01.2000 N АС-21-2401/2000, заключенным между МНС России, Объединением «Гознак» и изготовителями специальных марок на основании указанного Постановления, в оптовую цену специальной марки включается налог на добавленную стоимость. Учитывая изложенное, при реализации ФГУП «Гознак» специальных марок увеличивать их стоимость на сумму налога на добавленную стоимость не следует. Поэтому в счетах-фактурах, выставляемых при отгрузке марок налоговым органам, в графе 7 «Налоговая ставка» следует указывать ставку в размере 18 процентов, в графе 8 «Сумма налога» - сумму налога, определяемую по ставке 18 процентов к стоимости всего количества отгруженных марок по счету-фактуре, определяемой исходя из цены 4,5 коп., уменьшенной на сумму налога, а в графе 9 «Стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) всего с учетом налога» - стоимость всего количества марок, отгруженных по счету-фактуре, исчисленную исходя из цены 4,5 коп. за одну марку. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В. ТРУНИН 15 февраля 2007 г. N 03-07-15/22».[26]

 

Наш комментарий: Неудивительно, что так необходимая с точки зрения предотвращения демографического кризиса, и одновременно наполнения государственного бюджета мера, как повышение акцизов на табак, до сих пор остается, по мнению представителей Минфина России, «нереальной».

В результате ошибочного решения о введении МРЦ на табак, табак в России стал по сути единственным социально защищенным потребительским продуктом, несмотря на то, что такие продукты как хлеб и молоко, лекарства, не защищены социально путем установления фиксированной МРЦ, даже в период экономического спада и роста безработицы.

При этом, представители Минфина продолжают распространять мифы табачников о том, что повышение акциза невозможно, так как приведет к росту цен на табачные изделия, что ударит по бедным и вызовет бунт населения.

Решение об освобождении от НДС - фактически ежегодный подарок табачной индустрии. Размер «подарка» легко рассчитать: транснациональные компании производят в России около 20 млрд. пачек сигарет в год, на каждой из которых должна быть наклеена акцизная марка. Стоимость производства одной марки – 4,5 коп., и НДС должен был бы составить 19%.

Из материалов сайта ИЭПП известно, что, к сожалению, г-н И. Трунин продолжает сочетать свою работу в Минфине России с «исследованиями» в ИЭПП.

 

Рекомендации: Гражданскому обществу целесообразно выявлять конфликт интересов среди госслужащих и устранять его. Обратиться в Минфин России с просьбой провести служебное расследование деятельности г-на И. Трунина.

 

4. К прогнозу действий табачной индустрии в стране.

 

Можно с уверенностью предположить, что в ближайшее время будет продолжаться повышенная активность табачников по следующим направлениям:

- Нападки на гражданское общество России, в первую очередь, на КонФОП, Фонд «Здоровье нации» энергично защищающие интересы граждан от табачной угрозы. Главное надуманное обвинение со стороны иностранных табачников через российские рупоры – поддержка российского гражданского общества в рамках глобальной противотабачной инициативы ООН социально ответственными глобальными филантропами, в частности Р. Гейтсом и М. Блумбергом.

- Попытки заблокировать недавнее решение властей об усилении противотабачной работы в Вооруженных Силах России.

- Попытки блокировать повышение акцизов, темпами, опережающим инфляцию, до уровней, принятых в Евросоюзе. Главный аргумент – защита от политических рисков.

- Усиление непрямой рекламы табачной продукции.

- Попытки заблокировать решения о запрете продаж вне специализированных магазинов – через палатки, киоски и т.п., т.к. сегодня это основной канал сбыта.

- Попытки заблокировать подготовку законодательства, соответствующего РКБТ ВОЗ.

- Восхваление Технического регламента на табачную продукцию – законопроекта, написанного табачной индустрией и грубо продавленного ею через российскую систему законотворчества. Это связано с дискуссией в обществе об ущербности данного документа, и необходимости его отмены, а также назначенным на конец года вступлением положений регламента в силу.



[1] Приложение к «Журналу Российской ассоциации общественного здоровья». Подготовлен и издан при поддержке коалиции лидеров гражданского общества «За Россию, свободную от табака!», Русского общества общественного здоровья. Распроcтраняется бесплатно. Настоящий документ создан при поддержке гранта Международного союза борьбы против туберкулеза и заболеваний легких. Авторы несут полную ответственность за содержание настоящего документа, и он ни при каких обстоятельствах не может считаться отражающим позицию Международного союза борьбы против туберкулеза и заболеваний легких или спонсоров. Отзывы, предложения, подписка на бюллетень: info@raoz.ru Для справок: (+7 495) 9-981-981. Автор выпуска – президент Российской ассоциации общественного здоровья, Советник Российской Федерации 1 класса, профессор ММА им. И.М. Сеченова, кандидат медицинских наук, доктор политических наук, профессор А.К. Дёмин. При использовании материалов бюллетеня ссылка обязательна.

[2] http://www.who.int/tobacco/framework/WHO_fctc_russian.pdf

[3] http://www.14wctoh.org/abstract/abstract/Trident/11%20-%20March/1330%20-%201500%20hrs/Regal%20Ballroom%20II/14th_Conf_TID_India_11_Mar_2009.pdf

[4] Simon Chapman. MJA 2002 177 (11/12): 661-633

[5] Reflections on how global health priorities are decided. Derek Yach, Rockefeller Foundation, Health Policy Seminar Series, Philadelphia, February 10, 2006.

[6] Tobacco company strategies to undermine tobacco control activities at the World Health Organization. Geneva, July 2000. http://www.who.int/genevahearings/inquiry.html

[7] http://www.who.int/tobacco/framework/wha_eb/wha54_18/en/index.html

[8] Garfield Mahood.Tobacco industry denormalization. Denormalization plenary. Moncton-New Brunswick. www.nbatc.ca/documents/TID_GarMahood_PDF_001.pdf

[9] Garfield Mahood.Tobacco industry denormalization. Denormalization plenary. Moncton-New Brunswick. www.nbatc.ca/documents/TID_GarMahood_PDF_001.pdf

[10] Anne Lavack.Tobacco Industry Denormalization Campaigns: A Review and Evaluation, 2001.

[11] http://www.who.int/tobacco/framework/WHO_fctc_russian.pdf

[12] http://www.who.int/tobacco/framework/WHO_fctc_russian.pdf

[13] http://www.smokefreepartnership.eu/Progress-in-addressing-tobacco

[14] Полный текст Руководящих указаний размещен на сайте http://www.who.int/gb/fctc/

[15] http://www.smokefreepartnership.eu/Progress-in-addressing-tobacco

[16] http://www.smokefreepartnership.eu/Progress-in-addressing-tobacco

[18] Организация БАТ по корпоративным отношениям.

[19] В тексте документа БАТ использован термин “briefed”, который переводится в Англо-Русском словаре Мюллера как 1) резюмировать, составлять краткое изложение 2) поручать (адвокату) ведение дела в суде.

[22] из отчета о работе ИЭПП за 2006 г.

[23] http://www.iet.ru/ru/nauchnye-i-prikladnye-proekty-iepp.html

[24] http://www.iet.ru/ru/personalii/trunin-ilya-vyacheslavovich.html

[25] http://www.iet.ru/ru/tekuschie-proekty-iepp/analiz-i-ocenka-effektivnosti-primeneniya-nalogovogo-zakonodatelstva-v-chasti-nalogooblozheniya-tabachnoi-otrasli-v-usloviya-krizisa-zao-mezhdunarodnye-uslugi-po-marketingu-tabaka-2009-g.html


Количество показов: 3648

Возврат к списку