Публикации
Информационные материалы размещаемые на сайте Российской ассоциации общественного здоровья

Публикации

КАК ТАБАК «БОРЕТСЯ» С ТАБАКОМ - Андрей Демин

№ 49 за 2006 год (22.12.2006) МН-ЛЮДИ Общество

Борьбу с курением в России контролируют транснациональные табачные компании

Андрей Демин

Постсоветская Россия является скорее объектом, чем субъектом в процессах глобализации. Об этом свидетельствует проникновение в страну транснациональных табачных компаний (ТТК). Основная часть местного производства табачных изделий была поглощена ТТК после 1993 г.

Производство возросло более чем в два раза, до 400 млрд. штук в год. Потребление выросло до 370 млрд. штук. По данным заместителя председателя Комитета Госдумы по охране здоровья населения Н. Ф. Герасименко (2001), курят около 70% мужчин, 28% женщин и более 50% подростков.

Принятый в 2001 г. при ожесточенном противодействии табачного лобби Закон «Об ограничении курения табака» положил начало правовому регулированию в этой сфере. Прекратилось курение в самолетах, увеличились предупредительные надписи о вреде курения. Но все же реализация закона мало эффективна. Например, предупреждение о вреде курения для здоровья занимает только 4% поверхности пачки. Акцизы и цены на табачные изделия крайне низкие. Правоприменительная практика нуждается в улучшении. Необходима профилактика потребления табака среди детей. Только недавно было изменено законодательство о рекламе, согласно которому наружная реклама табака запрещается с 1 января 2007 г.

Ратификация затянулась

С этой точки зрения показательна история с ратификацией Рамочной Конвенции по борьбе против табака (РКБТ) в России. Наша официальная делегация участвовала в разработке текста РКБТ и голосовала за ее принятие в 2003 г. в числе других государств — членов ВОЗ. Однако после этого Россия до сих пор не ратифицировала конвенцию. К началу 2004 г. Минздрав подготовил документы для внесения в правительство проекта Постановления «О подписании Российской Федерацией РКБТ ВОЗ», согласованного с 12 заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами. Однако административная реформа первой половины 2004 г., включавшая преобразование Минздрава и других министерств, не дала возможности завершить этот процесс. Правительственная межведомственная комиссия по РКБТ прекратила свое существование.

Вопросы борьбы против табака стали менее заметными для образованного в 2004 г. «суперминистерства» здравоохранения и социального развития. В настоящее время координация работ в этой сфере поручена специалистам НИИ пульмонологии. Они представили в Минздравсоцразвития проект положения о медицинском кабинете по лечению табачной зависимости. Учебные курсы по лечению и снижению риска заболеваний, вызываемых курением, организованы в 8 регионах. Вместе с тем работа среди детей и подростков не ведется, сотрудничество с педиатрической службой даже не началось.

В декабре 2004 г. Правительство РФ поручило организовать межведомственную рабочую группу для подготовки предложений по внесению изменений и дополнений в законодательные акты «с целью... присоединения Российской Федерации к РКБТ». Удивительно, что представители Госдумы, которая полномочна ратифицировать подобные международные документы, не включены в эту рабочую группу. Она состоит в основном из чиновников соответствующих министерств и ведомств.

Были разработаны разные схемы присоединения к РКБТ. Одна — простой путь ратификации путем передачи соответствующего документа, подписанного президентом. Кроме этого, обсуждались еще две: принятие Федерального закона и Указ президента России. Были выдвинуты два подхода: либо сначала присоединиться, а затем изменить национальное законодательство в соответствии с РКБТ, либо — наоборот. В частности, Минюст России предложил начать с изменения законов на основе положений РКБТ. Минздравсоцразвития России выполнило предварительный анализ действующего законодательства, и выяснилось, что более 10 законодательных актов нуждаются в изменении и дополнении.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Н. Ф. Герасименко заявил в мае 2005 г., что, согласно положениям РКБТ, России следует сначала ратифицировать конвенцию, а затем, в случае необходимости, изменять национальное законодательство. Он полагает, что реальная политика нашего государства направлена не на ограничение производства и потребления табака, а, наоборот, на стимулирование. В обоснование своей точки зрения он сообщил о недавно принятом по инициативе Правительства России законе, отменившем лицензирование производства табака; о низких акцизах на табак; о цене на сигареты (в 3 раза дешевле стоимости проезда на метро), об отсутствии антитабачной рекламы; об изобилии наружной рекламы табака на улицах; о практическом отсутствии социальной рекламы в СМИ, что привело к колоссальному росту производства сигарет и увеличению потребления табака более чем на 30% за последние 5 лет. Н. Ф. Герасименко также заявил, что самая важная задача — призвать правительство обратиться в Госдуму по вопросу о ратификации РКБТ.

Он сам и Государственная дума неоднократно обращались к председателю правительства с парламентскими запросами о ратификации конвенции и получали невнятные отписки. В марте 2006 г. начальник Департамента Минздравсоцразвития России Н. Н. Володин сообщил, что в ближайшее время РКБТ будет представлена на ратификацию в Госдуму. Но этого не произошло. Не получен ответ и на обращение к президенту страны.

Стратегия БАТ

Одно из объяснений всего этого может дать изучение поведения табачной индустрии, в том числе предварительные результаты анализа документов, находящихся в Гилдфордском хранилище, а также в Архиве документов Бритиш Америкен Тобакко (БАТ) в сети интернет http://bat. library. ucsf. edu/guide. html. Эти служебные документы объемом несколько десятков миллионов страниц ТТК были вынуждены открыть обществу по решению суда в США. Их анализ позволяет выявить крупномасштабные действия БAT, при участии других транснациональных табачных компаний, по противодействию борьбе против табака в России и других постсоветских странах. После распада СССР в 1991 г. ТТК проигнорировали советские законы и осуществили крупномасштабную рекламу табачных изделий. Позже оказали сопротивление разработке и принятию Госдумой РФ эффективного национального законодательства в области борьбы против табака. Например, 7 июля 1998 г. официальный сотрудник БAT-Россия В. Аксенов информировал в своем письме представителей других ТТК, действующих в России, о своей встрече и беседе с О. Беклемищевой (в то время — заместителем председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья от фракции «Яблоко») об «убийстве» проекта национального закона по борьбе против табака, который разрабатывался в то время под руководством председателя Комитета Н. Ф. Герасименко. («Она по-прежнему верит, что проект может быть „убит“ на самой ранней стадии, и подтвердила, что она все сделает для этого...») Эта позиция подтверждается и в другом документе — Восточно-европейской рабочей группы (EEWG), в состав которой входят представители крупнейших ТТК: «Закон Герасименко необходимо убить. Идет широкое лоббирование индустрии».

После объявления ВОЗ о начале работы над Инициативой по освобождению от табака, включавшей подготовку Рамочной Конвенции, БАТ изменила стратегию и тактику работы в России и приняла участие в разработке проекта Федерального закона «Об ограничении курения табака», принятого в 2001 г. Закон до настоящего времени активно используется табачным лобби для затягивания ратификации РКБТ Россией. Представитель БAT-Россия принимала участие в подготовке закона в Госдуме. В результате в одном из документов БAT выражается ликование в связи с устранением наиболее эффективных мер из проекта закона (см. таблицу).

Чтобы предупредить принятие эффективного противотабачного законодательства в России, БАТ активно продвигала суррогатные меры: разработку табачными компаниями добровольного кодекса по рекламе; осуществление обманных рекламных кампаний (например, в одном из документов говорится: «...Данный материал для прессы подготовлен БАТ-Россия, но распространяется не от лица этой компании»). На сайте компании в интернете www. batrussia. ru представлена информация об участии БАТ и других ТТК в создании и поддержке многочисленных российских организаций, осуществляющих программы табачников. Например, программа предупреждения курения среди несовершеннолетних началась с учреждения при участии ТТК некоммерческого партнерства «Общественный Совет по проблеме подросткового курения». В 2004 г. Совет провел соревнования в 800 классах в Москве, Петербурге, Саратове и Липецке. Ни органы управления, ни родители, ни взрослые не выразили протеста против деятельности, спонсированной ТТК.

БАТ расходует в России значительные средства для обеспечения своих интересов, например, бюджет CORA (Подразделение по корпоративным и регулятивным делам) на 1998 г. составил $516 000. $50 000 было израсходовано в 2001 г. для «исследований заинтересованных сторон». Табачники оказали влияние на процесс РКБТ на глобальном и национальном уровнях. БАТ-Россия инициировала процесс выработки общей позиции ТТК. «Глобальная тактическая группа индустрии (БАТ, Филипп Моррис Интернешнл, Джапан Тобакко Интернешнл) успешно функционирует в России».

При этом деятельность БAT соответствовала «Предложениям Центральной СОRА». Подразделение представляет собой глобальную сеть, используемую для целенаправленного лоббирования, направленного на убеждение правительственных чиновников отдельных стран в необходимости противодействовать инициативе ВОЗ. В отношении РКБТ было предписано: «сохранять Конвенцию как можно более широкой; замедлить процесс... помочь выработать общую позицию стран СНГ».

Имеется ряд документов, по которым можно судить о стратегии БАТ в отношении РКБТ в России. Например, письмо из Министерства здравоохранения: «Неосуществимо включать в конвенцию следующие области: налогообложение, запрет на продажи в магазинах беспошлинной торговли, устранение субсидирования табака и государственной поддержки фермеров и производителей табака, требования открыть информацию в отношении расходов на маркетинг и продвижение». В архиве БАТ имеется перевод письма первого заместителя министра здравоохранения РФ, в котором он сообщает заместителю председателя правительства В. Н. Щербаку о включении Л. Я. Синельникова «в соответствии с Вашим ранее данным указанием» в российскую официальную делегацию на совещания Международного органа по переговорам по подготовке проекта РКБТ (МОП) в Женеве. В действительности Синельников был в то время официальным сотрудником БАТ, который для прикрытия идентифицировал себя с российской табачной индустрией. На МОП он был официально представлен Россией как эксперт Министерства сельского хозяйства. На заключительном совещании МОП в 2003 г. принадлежность Синельникова к БАТ была разоблачена активистами неправительственных организаций, аккредитованных на совещании. Они распространили материал о том, что в составе официальной делегации России находится представитель транснационального табачного бизнеса.

Действительно, еще в октябре 2000 г. Синельников был аккредитован ВОЗ на Общественных слушаниях по РКБТ в Женеве как «член Совета директоров Ассоциации „Табакпром“. БАТ координировала освещение слушаний в СМИ стран СНГ, активно формировала позицию России и других стран СНГ по РКБТ на заседаниях МОП: „Россия — за широкую конвенцию (отсутствие гармонизации налогов, отсутствие полного запрета на рекламу, продвижение)...“ На основании материалов СМИ БАТ делает победные выводы — положительные для индустрии, но разрушительные для эффективной политики в области общественного здоровья: „Вклад Европы имел критическое значение для изменения направления РКБТ. Имеются ободряющие признаки того, что некоторые значимые страны — скорее за широкую конвенцию, позволяющую правительствам учитывать свои собственные обстоятельства, чем за обязывающий договор“ (Мартин Броугхтон, Ежегодный доклад)» .

Группа прикрытия

В 2006 г. определились контуры новой инициативы табачной индустрии — сформирована самопровозглашенная «Рабочая группа по проблемам потребления табачной продукции при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ». Секретарь-организатор группы — представитель фирмы ООО «Консалтинговая группа «Дедал». Сотрудник «Дедала», к которому я обратился за разъяснениями, заявил, что рабочая группа организована на круглом столе по проблемам табакокурения 30 мая 2006 г., проходившем при поддержке Минздравсоцразвития России с участием представителей Госдумы, Общественной палаты, медицинских учреждений, производителей табака, СМИ. Он сообщил, что Минздрав не финансирует работу группы, и отрицал финансирование со стороны табачной индустрии, но не назвал источников. Рабочая группа планирует представить «Доклад о состоянии потребления табака и его последствиях в РФ».

Сотрудник «Дедала» сообщил также, что группа поддерживает ратификацию РКБТ Россией и будет разрабатывать поправки в законодательство России в отношении табака, национальный план по борьбе против табака на период до 2015 г., а также совершенствовать технические регламенты по табачной продукции. Среди членов Рабочей группы — официальные представители табачной индустрии, а также сотрудничающие с индустрией организации. Эта инициатива направлена на сохранение за ТТК лидерства в процессе РКБТ, разработку в России выгодного для себя законодательства и повторяет историю создания действующего законодательства под диктовку табачной индустрии.

Легитимность Рабочей группы должна быть подтверждена соответствием общепринятым в мире стандартам (политика ВОЗ, всемирные конгрессы, региональные конференции, публикации и т. п.): должен быть опубликован документ, устанавливающий полномочия, состав, регламент работы, опубликована информация об источниках финансирования группы, организуемые мероприятия должны быть закрыты для участия представителей табачной индустрии и связанных с ней лиц и организаций. Без этого деятельность любой группы нелегитимна, а рекомендации не должны рассматриваться государственными органами.

Что делать

Итак, приходится констатировать, что на данный момент ТТК ведут себя в России как в развивающейся стране со слабым законодательством, пластичным правительством и неорганизованным гражданским обществом. Имеются признаки мощного их воздействия на политику правительства, участия в разработке законодательства и процессе РКБТ. Российское правительство, частный бизнес, ВОЗ и международное противотабачное сообщество не смогли обеспечить адекватную поддержку антипатичных активистов и гражданского общества в России.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо объявить борьбу против табака приоритетом государственной политики. Включить эту проблему в ежегодное Послание президента РФ Федеральному собранию РФ и в приоритетный проект по здравоохранению. Предусмотреть подготовку ежегодного государственного доклада о влиянии потребления табака на здоровье. Ускорить ратификацию Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Запретить участие органов управления, государственных учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и т. п. в мероприятиях, проводимых и финансируемых табачной индустрией. Освободить детей в школах от «просветительских» программ, находящихся на содержании ТТК.

Между тем последние события свидетельствуют об обратном. 16 ноября 2006 г. в Общественной палате прошел круглый стол по проблеме участия России в РКБТ. Многие участники представляли интересы табачников. На мероприятии распространен «Доклад о положении дел с потреблением табака и его последствиями в РФ», подготовленный рабочей группой при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ. Призывы антитабачных активистов изгнать табачников из Общественной палаты не были услышаны. Таким образом, ТТК захватывают механизм принятия решений по табачной политике в России теперь уже открыто, от имени гражданского общества.

(Исследование осуществлено в сотрудничестве с учеными Канады, США и Великобритании)

«Антитабачный закон Герасименко»

Предложения
1 чтение Современное положение Июнь 1999 г.

Запрет рекламы ДА Удалено

Запрет спонсорства ДА Удалено

Акциз — 80% ДА Удалено

Предупреждение о вреде для здоровья — 25% ДА

Система ЕС — 4% ДА

Запрет курения на рабочем месте ДА

Андрей ДЕМИН президент Российской ассоциации общественного здоровья, профессор ММИ им. Сеченова и Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова

ДОСЬЕ МН

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Наш регламент очень мягкий

Николай ГЕРАСИМЕНКО, заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы РФ:

— Сейчас нас очень беспокоит содержание будущего технического регламента по табачным изделиям, который подготовлен Ассоциацией табачных производителей и может быть принят Думой в первом чтении в ближайшее время. Это основной документ для производителей, в котором прописаны нормы содержания в табачных изделиях смол, никотина и т. д. В нынешнем его виде нормы занижены примерно на 30%. Помимо норм содержания остается много спорных вопросов. Например, предупредительная надпись о вреде курения в соответствии с Рамочной Конвенцией по борьбе с табакокурением должна занимать не менее 30% поверхности пачки, а в регламенте — всего 10%. Само содержание надписей — тоже очень важный момент: составлять текст должны органы здравоохранения, а у нас это делает Ассоциация табачных производителей, сильно смягчая угрозу. Сравните сами: в Таиланде на пачках пишут — «курение убивает», а у нас — «вредит здоровью». Что касается долгожданной ратификации конвенции, то в этом году она уже вряд ли состоится. Сейчас наш комитет внес на рассмотрение в Думу поправки в существующее законодательство, в соответствии с РКБТ, которые включают полный запрет курения в самолетах и общественных местах, приведение к европейским нормам содержания смол и никотина, увеличение до 30% предупредительных надписей о вреде курения, и некоторые другие. Две недели назад мы получили отрицательный отзыв правительства на законопроект.


Количество показов: 2492

Возврат к списку

Печатные версии наших бюллетеней:
Бюллетень №1
Бюллетень №2
Бюллетень №3
Бюллетень №4
Бюллетень №5

Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике, Общественный совет Центрального федерального округа.
Доклад: «ТАБАЧНАЯ ЭПИДЕМИЯ В РОССИИ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Доклад Общественной Палаты Российской Федерации «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

А.К.ДЕМИН - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СТРАНАХ «БОЛЬШОЙ СЕМЕРКИ» (НА ПРИМЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)